12 мая 2010 г.

Выбор диаграммы: шаг 1. Идея

Начало – процесс выбора диаграммы.

Цель → идея → сравнение → диаграмма

Выбирать тип диаграммы, не сформулировав идеи, это как рисовать с закрытыми глазами.

Выбор правильного типа диаграммы целиком и полностью зависит от того, насколько чётко вы представляете то, что хотите ею сказать. Тип диаграммы определяют не рубли, часы или проценты, и не те или иные параметры, вроде прибыли, выработки или затрат. Тип диаграммы определяет ваша идея – то, что вы хотите показать, какой смысл собираетесь вложить в диаграмму.

Составление хороших диаграмм не только помогает донести ваши мысли до аудитории, но и самому глубже понять проблему и разобраться в вопросе. При этом очень часто совершаются маленькие приятные и не очень приятные открытия. Но конце концов они все становятся приятными и полезными. Может быть и рисовать ничего не придётся.

Итак, формулирование идеи. Какие диаграммы можно нарисовать, имея такие данные?
Всё зависит от смысла, который вы хотите вложить в диаграмму, от вашей идеи. Ниже представлено шесть разных диаграмм, построенных по этим данным. И каждая  в зависимости от её типа наиболее полно выражает определённую идею:

Структура продаж компаний А и Б различна:

Или так:

Структура продаж компаний А и Б различна:

На юге А значительно опережает Б, на западе и востоке они конкурируют, а на севере А отстаёт от Б:

Региональная труктура продаж компаний А и Б неоднородна:

Наибольшая доля продаж компании А на юге, где доля компании Б наименьшая:

Наибольших успехов А добилась на севере, а Б – на юге:


Вполне возможно, что на этапе выбора идеи Вам придётся нарисовать несколько диаграмм, которые будут демонстрировать исходные данных с разных точек зрения. Более эффективным будет выделение того аспекта исходных данных, который кажется Вам наиболее важным:

После того, как вы сформулировали идею диаграммы, в большинстве случаев, особенно в презентациях, не нужно хранить её (идею)  в секрете. Используйте вашу идею в качестве заголовка.

Вы поможете читателю правильно понять вашу мысль и будете уверены, , что он сконцентрирует своё внимание именно на том аспекте представления данных, который наиболее важен.

Например, заголовок просто называет тему – данные, которые использовались при подготовке диаграммы:

И вам самим приходится решать, что хотел показать автор. И многие решат, что эта идея: «На долю Северо-Запада приходится почти половина совокупной прибыли компании». Но вполне возможно, что разработчик диаграммы имел в виду что-то другое:


Применив такой заголовок, вы сосредоточите читателя именно на том аспекте данных, который важен для вас.

В этом примере заголовок просто отражает линию тренда. Попробуйте, не заглядывая ниже, сформулировать разные заголовки, отражающие различные идеи графика:

Есть 4 аспекта данных, на которые можно обратить внимание аудитории:
  1. Количество контрактов возросло.
  2. Количество контрактов изменяется.
  3. В августе заключено наибольшее количество контрактов.
  4. Количество контрактов снижалось в двух из восьми месяцев.

Когда вы правильно сформулировали идею, то считайте, что треть работу вы сделали. Я серьёзно.

Дальше шаг 2 - определение типа сравнения, а более подробно процесс описан в книге директора по визуальным коммуникациям McKinsey Джина Желязны "Говори на языке диаграмм".

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

© 2010 – Константин Варик (разработка презентаций и необычные и удобные яркие гамаки).